ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

Память 19 января/1 февраля

Преподобный Макарий происходил из города Александрии, отчего и называется Александрийским, или Городским. Рождение его относится к 295 году. Первое время своей жизни он был торговцем овощей и святое крещение принял уже 40 лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он соделался иноком и позже сподобился принять священный сан, а также начальство над монастырем, называемым Келии и находившемся в Египетской пустыне между Нитрией и Скитом. Он был искренним другом преподобного Макария Великого, Египетского, вместе с которым в царствование Валента был изгнан из отечества, а потом возвращен после соделанных ими в изгнании чудес и крещения многих язычников. Оба святых Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника, Антония Великого. Макарий Египетский был старше и первый отошел к Господу. Преподобный же Макарий Александрийский прожил еще несколько лет по смерти Макария Великого.

Епископ Палладий  много пишет в своем “Лавсаике”о преподобном Макарии Александрийском, у которого он пребывал в течение девяти лет. Он свидетельствует, что Антоний Великий сказал Макарию: “Вот на тебе почил Святой Дух, и ты будешь после меня продолжателем моих дел”. Спустя некоторое время, когда преподобный Макарий находился в пути в пустыне и сильно изнемог, внезапно явился ему диавол и сказал: “Вот ты восприял благодать Антониеву, почему же ты не пользуешься ею и не просишь у Бога пищи и подкрепления в пути?” Преподобный ответил ему: “Господь моя сила и слава, ты же не искушай раба Божиего”. Тогда диавол стал искушать святого призраками, но тот отражал все козни вражии и посрамлял их.

Однажды преподобные Макарий Александрийский и Макарий Египетский желали переправиться чрез реку Нил. Им нужно было сесть на большой паром, на который взошли также два трибуна (тысяченачальника) с большим наружным блеском, имеющие медную колесницу, коней с вызолоченными уздами и свиту из войска, оруженосцев и дружинников, изукрашенных цепями и золотыми поясами. Когда эти трибуны заметили двух старцев, одетых в ветхие рубища и смиренно стоящих в углу, они восхвалили их подвижническую жизнь, а один из тысячников сказал старцам:  “Блаженны вы, пренебрегающие миром”. Макарий Александрийский на это ответил: “Мы-то действительно миром пренебрегаем, а вот над вами мир смеется. Знай же, что произнесенное тобою произнесено не по твоей воле, но пророчески, ибо оба мы называемся Макариями, то есть “блаженными”. Умилившись этими речами Макария Александрийского, трибун, по возвращении домой, совлек с себя свои блестящие одежды и, раздав свое имущество бедным, избрал отшельническую жизнь.

Случилось, что преподобному Макарию Александрийскому прислали очень хороших свежих ягод, и он сначала пожелал их съесть, но потом решил воздержаться и отослал к более слабому брату. Но и тот, приняв присланное, поступил так же, хотя сам сильно голодал. Когда, таким образом, ягоды эти пересылались от одного к другому и обошли многих братий, они снова попали к преподобному Макарию уже от последнего брата. Когда святой узнал, что ягоды обошли всю братию, то весьма изумился и, возблагодарив Бога за таковую добродетель воздержания всей братии, ничего не отведал от них и сам.

Если Макарий Александрийский узнавал, что кто-нибудь совершает какой-либо подвиг, то он всячески сам старался подражать таковому. Так, например, узнав об иноках Тавеннского монастыря, что они в течение всей Великой Четыредесятницы ничего не вкушают из приготовленных на огне кушаний, он положил себе за правило в течение семи лет не вкушать ничего из того, что бывает приготовлено на огне: ни печеных, ни вареных кушаний. При этом преподобный не ел ни хлеба, ни варева, кроме проса или каких нибудь семян, размоченных в воде. В таком воздержании преподобный прожил целых семь лет. Услыхав однажды о каком-то другом иноке, который в течение дня съедал лишь один фунт хлеба, и желая ему подражать, Макарий раздробил хлеб на небольшие части и положил их в сосуд с узким отверстием, в которое едва можно было просунуть руку. При этом преподобный поставил себе за правило столько вкушать в течение дня хлеба, сколько может взять рука, один раз просунутая в тот сосуд.

Желая побороть сон, он как-то раз не входил под кров кельи в течение 20 дней и ночей, а пребывал около нее днем под палящим зноем, а ночью, дрожа от холода и употребляя все усилия, чтобы не заснуть. Преподобный при сем прибавлял: “На сколько я имел силы, я одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей”.

Однажды преподобного Макария стал весьма сильно искушать бес любодеяния, и он в течение шести месяцев нагим сидел в болоте, отдавая плоть на уязвление комарам.  Когда же он вернулся в свою келью, то только едва по голосу узнали ученики, что это их авва Макарий. Но cвятой Макарий и вторично осудил себя на таковое же истязание: после того, как однажды убил на своей ноге сильно его беспокоившего комара.

В другой раз преподобный пожелал посмотреть сад и гробницу, называемую “Кипотафион”, в которой были погребены Ианний и Иамврий, волхвы египетские, жившие во времена фараона (Исх.7:11,22; 8:7), чтобы там побороться с бесами; ибо про это место говорили, что в нем было множество лютейших бесов, которых собрали туда названные волхвы. Изгнав оттуда, с помощью Божией, бесов, преподобный осмотрел все там и без затруднений вышел по прошествии 20 дней. Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, но Господь чудесным образом послал ему буйволицу с буйволенком. Напившись ее молока, святой велел ей идти за ним и кормить в течение всего пути, что буйволица и делала.

Сей святой и дивный муж имел такую благодать от Бога, что оставался невредимым и после укушения ядовитым аспидом, подобно апостолу Павлу и согласно прореченному нашим Спасителям обо всех своих истинных угодниках.

Однажды, услыхав вторично, что у тавеннских иноков очень строгий устав жизни, преподобный Макарий переменил иноческую одежду на мирскую и отправился к ним. После 15-дневного пути по пустыне, преподобный прибыл в Тавеннский монастырь. Здесь он пожелал видеть авву монастыря, святого Пахомия Великого, мужа опытного и прозорливого, но которому тогда еще не было открыто Богом, кто такой Макарий. Войдя к Пахомию, Макарий попоросился остаться в монастыре, но преподобный Пахомий отказал в этом из-за его старости. Семь дней просил его Макарий Александрийский, пока тот не велел братии, чтобы они приняли его. Братий же было 1400 человек. Наступил пост Святой Четыредесятницы, и Макарий видел каждого из братий постящимся по мере сил своих. Один принимал пищу вечером, другой по прошествии двух дней, иной вкушал по истечении пяти дней; иной стоял всю ночь на молитве, а в течение дня сидел за работой. Подражая им, и сам Макарий, намочив финиковых ветвей, стал в одном углу и в течение всей Четыредесятницы до Пасхи не вкушал ни хлеба, ни воды, за исключением небольшого количества сухих листьев капусты, которые он вкушал в воскресные дни. И это он делал лишь для того, чтобы другие иноки видели, что он ест, и чтобы не впасть ему в грех превозношения. Стоя же в углу, преподобный Макарий непрестанно работал и совсем не отдыхал от трудов. Если же по необходимости он уходил с своего места, то, возвратившись, снова стоял, не отверзая своих уст, ни с кем не разговаривая, но в молчании всем сердцем своим вознося молитвы к Богу. Увидав такой подвиг преподобного, подвижники того монастыря стали говорить авве Пахомию: “Откуда ты привел к нам, к нашему посрамлению, такого бесплотного человека? Или его удали, или мы уйдем из монастыря”. Преподобный Пахомий стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему о пришельце, кто он такой. И было ему открыто, что это Макарий Александрийский. Тогда преподобный Пахомий, взяв за руку святого, ввел его в церковь и, любезно обнимая его, сказал: “Добре пришел ты, честный отче! я знаю, что ты Макарий, но ты не открыл своего имени мне. В течение многих лет я слышал о тебе и очень желал видеть тебя. Благодарю тебя за то, что ты научил смирению моих чад, дабы они не возносились умом, гордясь своими подвигами и постом; ты много принес нам пользы”. Услышали о Макарии и прочие братия и, придя отовсюду во множестве, лобызали его и просили, чтобы он молился за них. Преподобный Макарий, преподав всем наставление, возвратился в свое место.

Святой Макарий Александрийский  имел несколько келий в различных местах: одну в Ските, находящемся во внутренней пустыне, другую в Ливии, третью на месте, называемом Келии, и четвертую на Нитрийской горе. Ни одна из его келий не имела ни дверей, ни окон. И преподобный Макарий пребывал в этих кельях в темноте во все дни Святой Четыредесятницы. Одна из его келий была тесна настолько, что в ней нельзя было протянуть ног. Другая была просторнее, и в ней преподобный беседовал с приходившими к нему.

Преподобный Макарий Александрийский получил от Господа дивный дар исцелений. Епископ Палладий повествует, что святой однажды исцелил от ужасной гангрены священника, которому Бог попустил эту болезнь за грехи любодеяния. Преподобный Макарий  не сразу помолился о больном, а только после того, как тот раскаялся в грехе и поклялся больше не священнодействовать.

В то же время он исцелил и бесчисленное множество людей, страждущих от нечистых духов. Палладий вспоминает также об одной благородной девице, которая в течение многих лет была расслабленной и которую принесли к преподобному Макарию из Фессалоник. Святой совершенно исцелил ее, помазуя с молитвою в течение 20 дней святым елеем. После своего исцеления она раздала по монастырям обильные милостыни.

Бес, исконный враг рода человеческого, сильно озлобился на преподобного Макария за его строго подвижнический образ жизни и за многие исцеления приходящих к нему недужных. Тогда он стал искушать его ум тщеславием. У преподобного стали являться мысли, что ему надобно отправиться в Рим, чтобы принести там страждущим много пользы. Преподобный долгое время боролся с искушавшими его помыслами. Наконец, упав на пороге, он протянул за келью свои ноги и сказал: “Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!” Так, на пороге, преподобный пролежал до позднего вечера. Ночью те же помышления снова с великою силою напали на него. Тогда блаженный, взяв корзину, наполнил ее песком и, возложив на свои плечи, стал ходить по пустыне. Там с ним встретился инок , который спросил его: “Отче! что ты носишь? Отдай мне свою ношу, а сам не трудись”. – “ Я томлю томящего меня, – отвечал Макарий, – Когда он пребывает в лености и праздности, он зовет меня странствовать”. Таким образом, трудясь в течение долгого времени, преподобный возвратился в келью, хотя измученный телом, но одержав победу над лукавыми помышлениями.

Ученик преподобного Макария – блаженный Пафнутий повествует о святом следующее. Однажды святой сидел на дворе; вдруг прибежала гиена и принесла в зубах своего щенка, который был слеп. Гиена бросила щенка к ногам святого. Он, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, – и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала. Наутро она снова пришла к преподобному, неся ему огромную шкуру, увидав которую святой сказал гиене: “Откуда у тебя эта кожа? Ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму ее”. Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам святого. Но преподобный сказал зверю: “Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец”. Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял шкуру гиены. С тех пор шкуру эту прозвали “дар гиены”. Позже святой отдал ее Мелании Римлянине, часто посещавшей пустынных отцов.

Вышеупомянутый Палладий, придя однажды к сему преподобному, спросил: “Что мне делать, авва Макарий, ибо меня осаждают помышления, говорящие: ты ничего здесь не делаешь – уходи отсюда!” Святой Макарий отвечал: “Скажи и ты своим помышлениям: я стерегу сии стены ради Христа”.

Для назидания Палладия святой Макарий рассказал о том, что видел, как преподобный Марк принимал причащение Божественных Таин от самих Ангелов. Сей преподобный Марк, когда был юношей, уже знал наизусть весь Ветхий и Новый Завет; он был также весьма кроток и воздержен. Преподобный Макарий был также свидетелем победоносной борьбы святого Марка с диаволом и его бесами, когда Марк был уже в престарелых летах.

Пресвитер же Руфин много рассказывает о дивной близости святого Макария Александрийского с горним миром и о священных видениях его. В одну из ночей диавол, постучавшись в двери келью Макария, сказал: “Встань, авва Макарий, и пойдем в собор на пение”. Он же, будучи исполнен божественной благодати, узнал вражеские козни и отвечал: “О лжец и ненавистник добра! Какое тебе общение и какая дружба с собранием святых?”  – “Разве ты не знаешь, Макарий, – сказал диавол, – что без нас не совершается ни одно церковное пение и ни одно монашеское собрание? Иди же, и ты увидишь наши дела”. Старец отвечал: “Да запретит тебе Господь, лукавый бес!” И, обратившись затем с молитвою к Господу, стал просить, дабы Он явил ему, справедливо ли то, о чем, похваляясь, говорил диавол. И вот, когда наступило время полуночного пения, Макарий пошел в собор и снова молился про себя Богу. Спустя несколько времени, преподобный увидал в церкви черных эфиопов в образе неких малых отроков, быстро бегавших туда и сюда, как бы летающих. Эфиопы эти подсаживались к каждому брату и смеялись, и если они двумя пальцами касались чьих-либо глаз, тогда тот брат немедленно начинал дремать. Пред иными же они ходили в виде женщин, а пред другими представлялись как бы желающими нечто создать или устроить различные дела. И то, что бесы, насмехаясь над кем-либо, представляли, то же самое иноки те помышляли в сердцах своих. Видя сие, преподобный Макарий, тяжко вздохнул и, заплакав, начал молиться Богу: “Господи! Взгляни и не умолкни! Воскресни, Боже, и пусть рассеются враги Твои и да бежат от лица Твоего, так как душа наша наполнилась поруганием”. После отпуста авва Макарий начал подзывать к себе каждого инока поодиночке и испытывать у него, о чем он помышлял во время церковного пения. Каждый исповедовал ему свои помышления, и, таким образом, явно обнаружилось, что помышление каждого было именно о том, о чем, надругаясь, представляли пред ним бесы.

Сей же преподобный Макарий рассказывал еще другое, более дивное и ужасное, а именно: в то время, когда братия приступали к Божественным Тайнам, то некоторым из братий эфиопы влагали  горящие угольки, а преподаваемое иерейскою рукою Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем около алтаря с иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейскою простирал свою руку для раздаяния Божественных Таин. Таким образом, преподобный Макарий, будучи прозорливым, распознавал достойных и недостойных и предугадывал помыслы человеческие, внушаемые бесами.

Много и иного рассказывал преподобный Макарий для пользы и назидания братии; исправлял он нерадивых и совершал различные чудеса во славу Божию. Пожив такою богоугодною жизнью, преподобный Макарий Александрийский с миром отошел к Господу, имея 100 лет от рождения. Кончина святого последовала около 395 года (возможно, в 404 или 410 г.).

Подобно преподобному Макарию Великому, и преподобный Макарий Александрийский был церковным писателем. Нам сегодня известны  его Правило монашеское в 30 главах; Письма к инокам; Слово об исходе души и о состоянии по смерти (ибо сами Ангелы показали святому по его молитвам состояния души на  3, 9 и 40 дни по кончине).

Ныне сам святой Макарий вместе с другими преподобными отцами в бесконечной жизни прославляет Отца и Сына и Святого Духа, единого в Троице Бога, ему же и от нас грешных да будет слава, честь и поклонение во веки.