ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

Воскресная школа

Дорогие прихожане!

С 2014 года на сайте храма по благословению митрополита Киринского Афанасия открывается новая страница – «Воскресная школа» подготовленная по материалам занятий Воскресной школы для взрослых, проходящих в нашем храме с 2006 года.

В центре внимания Воскресной школы находятся три темы:

Первая тема«Основы православного миросозерцания», которая включает в себя рассмотрение основных понятий и представлений православного миросозерцания и духовного опыта, определяющих жизненный путь православного христианина (обожение, благодать, покаяние, исповедь, молитва и др.);

Вторая тема«Православное богослужение и его духовный смысл», касается первоначального знакомства с основными понятиями литургии и особенностями богослужения в нашем храме;

Третья тема«Духовная жизнь в миру», касается понимания путей спасения и возможности достижения духовного совершенства у верующих в условиях мирской жизни (семья, работа, общественная жизнь и др.), в отличие от жизни в монастыре и в первохристианской общине.

Основу занятий в Воскресной школе составляет опора на святоотеческое Предание и опыт подвижничества в православии. Ведь в святоотеческом Предании воплощена вся полнота опытного понимания церковной реальности. И здесь запечатлены непреходящие образцы духовного отношения к богословскому знанию. Святые отцы и учители Церкви, сама жизнь которых есть воплощенное Евангелие, учат с благоговейным трепетом и молитвенным духом приступать к любым беседам на богословские и духовные темы. С таким умонастроением необходимо приступать, по учению святых отцов, и к чтению духовной литературы, не забывая о том, что для разумения писаний святых отцов необходимо, как об этом говорит старец Паисий Свят огорец, «жить духовно, ибо святоотеческий дух воспринимается только духом»[1].

Три беседы о смирении

 

«Смирение и ее истолкование в святоотеческой традиции». 

В центре внимания наших занятий было рассмотрение трех вопросов:

1) Образ смирения в православном самосознании.

2) «Человек смиренный» в святоотеческом представлении.

3) «Концепт «Смирение» в православно-христианском миросозерцании.

В беседах о смирении мы опирались на классические мистико-аскетические тексты святоотеческой традиции и тексты отечественных духовных писателей ХIХ-ХХI вв., продолжающих данную традицию[2]. В наших беседах имеется много высказываний святых отцов и духовных учителей Церкви. И это неслучайно. Цель этого – передать ощущение единомыслия в православном Предании. Когда-то святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что в писаниях Отцов Православной Церкви его поразило согласие, «согласие чудное, величественное»: «Осмнадцать веков, в устах их, свидетельствуют единогласно единое учение, учение Божественное!... Какое… учение нахожу в них? – Нахожу учение, повторенное всеми Отцами, учение, что единственный путь к спасению, - последование неуклонное наставлениям святых Отцов»[3].

В Приложении к Беседам приводится «малая антология смирения» - некоторые высказывания святых отцов и учителей Церкви о смирении.

Список используемой литературы:

[1] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. М., 2003. С. 105.
[2] В тексте бесед сохраняется написание упоминаемых  источников.
[3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. – Сретенский монастырь, 1996, с.

Беседа первая

Образ смирения в православном самосознании

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Мф 5. 3

 1. О трудностях осмысления смирения. Главную черту в постижении смирения в духовной жизни человека и, особенно в аскетическом опыте христианско-православного подвижничества, составляет его опытная направленность. Постижение смирения происходит здесь не столько через богословскую рефлексию и исчерпывающее словесное описание смирения, сколько через образцы поведения, являемые в жизни святых и аскетических подвигах подвижников благочестия.

Подробнее...

Беседа вторая

«Человек смиренный» в святоотеческом представлении

... научитесь от Меня: ибо Я кроток и смире́н сердцем.

                                                                                                                                                             (Мф 11.29)

Рассмотрим кратко основные черты лика «человека смиренного» (смиренномудрого) – его самосознания и поведения, а также его внутренней и внешней речи, в которой запечатлевается суть его отношений к Богу, ближним и самому себе.

Подробнее...

Беседа третья

«Концепт «Смирение» в православно-христианском миросозерцании

 

Ибо и надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

1 Кор  11.19

Смирение, по свидетельству митрополита Антония Сурожского – «очень сложная тема в том смысле, что это слово покрывает много понятий»[1].

Подробнее...

Приложении к Беседам

Святые отцы и учители Церкви о смирении

Авва Исайя

«От безмолвия рождается подвижничество; от подвижничества – плач, от плача – страх Божий; от страха Божия – смирение; от смирения - духовное прозрение; от духовного прозрения или разума – любовь.  Любовь же соделывает душу здравою и бесстрастною. Тогда познает человек, сколько удалился от Бога»[1].

Подробнее...