ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

Во Всехсвятском храме находятся почитаемые, как в Греции, так и в России святыни, привезенные владыкой Афанасием из Киккского монастыря расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр. Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом. В большом, в виде продолговатой раки-Ковчега помещены частицы мощей древних святых угодников:

 

Прмц. Параскевы из Рима;

Мч. Трифона из Апамеи;

Вмч. Маманта из Гангры Пафлагонской;

Вмч. Мины из Египта;

Сщмч Антипы еп. Пергамского;

Св. славного апостола Филимона;

Прп. Онисифора;

Вмч. Артемия;

Сщмч. Харалампия из Магнезии Фессалийской;

Сщмч. Поликарпа еп. Смирнского;

Св. славного апостола Филиппа;

Мч. Саввы Стратилата.

В малом мощевике округлой формы почивает частица мощей Святителя Николая Чудотворца.

Каждое воскресенье, по окончании Божественной литургии, эти Ковчеги со Святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Каждый из нас молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. И каждый понедельник, слушая за водосвятным молебнем в 17.30 Акафист Всем Святым, перед мощевиком с мощами древних угодников Божиих мы воздаем должное поклонение и своему Святому.

Наиболее характерно общение двух Церквей выражено в еженедельных Водосвятных молебнах с акафистами, совершаемых в храме Подворья. Ведь акафист (неседальное пение — греч.) — это форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Первый акафист был сложен на греческом языке в честь Пресвятой Богородицы, он пелся всю ночь стоя, в субботу, на пятой неделе Великого поста. Этот акафист, называемый Великим акафистом («Взбранной Воеводе...»), был составлен в начале VII века и исторически является самым древним.

Согласно традиции, это богослужение в храме Всех Святых на Кулишках совершается в среду (в 17.30), в день посвященный Пресвятой Богородице, перед Ее чудотворной иконой, именуемой «Киккской», в соединении с Водосвятием.

На Киккской иконе Пресвятой Богородицы, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившейся Ее благословения и облагодатствованной Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта святая икона стала называться Милостивой-Киккской.

По древнему благочестивому преданию, сия икона была послана святым евангелистом Лукой в Египет к назореям, ставшими христианами по слову апостола и евангелиста Марка. Икона Милостивая-Киккская оставалась в Египте продолжительное время, но по причине возникших разногласий, благочестивые христиане перевезли в 980 году святой образ в Константинополь. Драгоценная икона была поставлена в царском чертоге, где и оставалась до времен императора Алексия I Комнина (1082-1118). При этом императоре наместником Кипра был Мануил Вутомит. Однажды во время охоты он вместе со своей свитой заблудился в горах. В лесной глуши он встретил старца Исайю и хотел спросить у него дорогу, но отшельник попытался скрыться, не дав ему ответа. В гневе Мануил приказал слугам побить инока. В конце концов, Мануил нашел дорогу и вернулся в Лефкосию. На другой день наместник занемог. Поняв, что это наказание за нанесенную старцу обиду, он велел разыскать его. Мануил попросил прощения у старца, обещая выполнить любое его желание. Исайя, которому во сне Пресвятая Богородица открыла свою волю, сказал, что ему нужна икона Божией Матери, которая хранится в Константинополе в царских чертогах. После долгих колебаний Мануил отважился обратиться к императору со столь дерзкой просьбой. Вместе с Исайей он отправился в столицу. В это время императорская дочь тяжело заболела, и никто не мог излечить ее. Только Исайе удалось это сделать, и в награду он попросил любимую царскую икону. Не желая расставаться со святыней, император велел лучшему иконописцу сделать точную копию образа Божией Матери и предложил обе иконы на выбор старцу. Севшая на древнюю икону пчела, указала Исайе подлинник.

После чудесного исцеления императорской дочери от этого образа императору явилась Пресвятая Богородица и повелела отвезти святую икону на остров Кипр. Там на Киккской горе была сооружена в честь Пресвятой Богородицы церковь, а при храме, иждивением императора Алексея, — прекрасный монастырь. На сем святом месте Киккская икона прославилась многочисленными чудесами, а в ее благодатную силу уверовали не только христиане, но даже иноверцы. Символом же Киккского монастыря, своего рода «гербом» обители стала пчела, которая со дня основания обители изображается на ризе святой иконы.

Монастырь пережил четыре пожара — в 1365, 1541, 1751 и 1813 годах, полностью уничтоживших все строения, церковную утварь, императорскую грамоту. Однако чудотворная Киккская икона всегда чудесным образом спасалась. После двух первых пожаров святой образ вернули на прежнее место лишь в 1570 году, когда возобновили и заново отстроили Киккскую обитель.

И с тех пор многочисленные чудотворения от иконы продолжаются и записываются в летописи Киккского монастыря. Так от благодатной силы этой иконы тучи неоднократно проливали дождь во время засухи, исцелялись кровоточивые жены, бесплодные получали чадородие, немые заговоривали, умирающий отрок получил выздоровление, прекращались эпидемии, спасались утопающие. Один мавр попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель этой руки подвешена сейчас рядом с иконой в память об этом событии. В 1683 году голландец Корнелиус ван Брун рассказывал о нашествии саранчи и о том, что после крестного хода с Киккской иконой Божией Матери появилась стая птиц, истребивших саранчу.

Давно уже Киккская икона Пресвятой Богородицы помещена в оклад и до половины закрыта пеленой (от верхнего левого угла до правого нижнего) так, что ликов Богоматери и Богомладенца никто не может видеть, кроме особых случаев. Считается, что таково было желание императора Алексея I Комнина. За дерзновенное поднятие пелены многие подвергались тяжким наказаниям. Так, Александрийский Патриарх Герасим, приехавший в Киккский монастырь в 1699 году, поднял из любопытства завесу и был поражен слепотой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресвятой Богородицы, он получил исцеление, что было засвидетельствовано в патриаршей грамоте.

Особо почитаем в храме Всех Святых на Кулишках преподобный Серафим Саровский. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Пресвятой, преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.

За Водосвятным молебном с акафистом Преподобному Серафиму, совершаемому по традиции еженедельно по вторникам в 17.30 перед его иконой, воздается особое почитание угоднику Божию.

Водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, совершаемый по традиции еженедельно по четвергам, собирает в храм Всех Святых на Кулишках особо много верующих. И немудрено. Ведь еще в самом начале святого пути святителя Николая Чудотворца, при совершении над ним Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!

Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Александрийского Подворья, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая (по старому стилю), но и еженедельно, каждый четверг. Так и в московском Всехсвятском храме, каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей Святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед Святыми мощами Святителя Николая и у его Святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей Святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом Ковчеге.

Пятница — День Великих страданий Христа за падший род человеческий. Неизмеримая глубина Страданий Того дня ведома только Господу. Тогда страдала Матерь Божия, предстоя Кресту, тогда страдал Сын Божий, распятый на Кресте, тогда страдал Отец Небесный, взирая на Распятого Сына. И тьма страданий разорвалась Крестной Жертвой, и воссияли радость и вечное блаженство.

В пятницу, в тот час, когда Предвечный Сын Божий предал Свой дух в руки Отца, в 15.00 современного исчисления времени, в Храме Всех Святых читается Акафист Кресту Христову.

Во Всехсвятском храме также имеются и другие известные и почитаемые святыни:

Крест-распятие, являющееся исключительным произведением искусства;

Прекрасный Царственный Иконостас;

Икона Тихвинской Божией Матери;

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»;

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Сумела»;

Икона Божией Матери «Милостивая»;

Икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;

Икона мч. Андрея Стратилата.

Икона Дня

Фото Храма