ХРАМ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ

Память 5/18 января

Преподобная Синклитикия родилась в Александрии в уважаемом и богатом семействе. Но сердце ее пламенело желанием к горнему и любовью к Богу. Свое молодое тело она всячески утесняла, смиряя постом, трудами и бдением. В семье, кроме Синклитикии, было еще два сына и дочь. Младший ее брат умер в детстве, сестра была слепа, а старший брат, отказавшись от женитьбы, ушел в пустыню, и потому единственной надеждой родителей на сохранение рода было замужество Синклитикии. Прекрасная лицом и знатная, она рано увидела женихов. Но благоразумная дева устремлялась к Божественному браку и интересовалась только Небесным Женихом, Христом. Она затворяла свой слух от пустых разговоров, пищу  вкушала в строго установленное время и, если по какой-то причине приходилось отступать от правила, то томилась всей душой. Блаженная Синклитикия с готовностью истощала свое тело, и ее душа была крепкой, по словам апостола: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4: 16). Свое воздержание и труды блаженная сохраняла втайне.

Смерть родителей освободила ее от всех земных обязательств, и преподобная, раздав свое имение нищим, вместе со слепой сестрой направилась в место, называемое Херо, недалеко от Александрии, и поселилась в гробнице одного из своих родственников. Преподобная призвала пресвитера, и он, по просьбе ее, остриг ей прекрасные власы. Сей постриг знаменовал полное освобождение души от мирского. Святая стала жить в безмолвии. Это было привычно ее душе, которую, еще живя в миру, она уготовала в жертву, постигнув, что те, кто вступают в монашескую жизнь без предварительного опыта в подвижничестве и без размышления, не преуспевают и не достигают цели, поскольку не знают, чего требует монашеская жизнь и в чем состоит ее цель.  Ведь и видимые дома строятся из приготовленных заранее материалов, душевный же дом строится из добродетелей. Преподобная раздавала свое имущество бедным, чем стяжала нестяжательность. Она расточила и страсти: гнев и памятозлобие, и отбросила зависть и тщеславие и таким путем, по евангельскому слову, воздвигла свой дом на камне. И потому этот дом ее стал непоколебимым. Великим усердием и горячностью своей души блаженная Синклитикия в самом начале своей подвижнической жизни превзошла многих состарившихся в подвигах монахинь. Однако мы не можем поведать о ее трудах и злостраданиях, поскольку она не дозволяла кому-либо видеть их по сказанному: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6: 3). С ранней юности до зрелого возраста преподобная Синклитикия избегала бесед не только с мужчинами, но и с женщинами, чтобы ничто не помешали ей в доброделании и тишине. Преподобная отсекала от ума начатки страсти посредством поста и молитвы. И если какая-либо страсть укоренялась и возрастала, блаженная вырывала ее с корнем безжалостными к себе злостраданиями и трудами, усмиряющими тело, и мучила себя не только голодом, но и жаждой. Она не позволяла себе даже подумать о приятных кушаньях, питаясь хлебом из отрубей и часто вообще не употребляя воды; спала же она на земле. Итак, когда брань возрастала, она использовала эти орудия, облачалась в молитву, как в кольчугу, и, как в шлем, в веру, соединенную с надеждой и любовью. Она старалась сотворить и милостыню - молитвою и произволением. Когда же враг был побежден этими средствами и брань прекращалась, преподобная давала себе отдых от чрезмерных подвигов. Она так поступала, чтобы члены ее тела не ослабли окончательно, что было бы поражением. Жизнь преподобной поистине была апостольской, основанной на вере и нестяжательности и сияющей любовью и смирением.

Шло время, благоухание ее дивных подвигов достигло многих. Тогда, по вразумлению Божию, стали приходить к Синклитикии монахини ради пользы душевной и, получая большую пользу, приходили все чаще. Много наставляла их преподобная Синклитикия в доброделании, но при этом говорила: “Мы, насколько это возможно, должны скрывать свои добродетели. Те, кто хочет показать другим свои добродетели, пусть показывают свои недостатки и страсти, ведь если они прячут недостатки, чтобы не быть осмеянными, тем паче должны они прятать добродетели. Как тепло умягчает воск, а холод делает его тверже, так похвалы расслабляют душу, а упреки и оскорбления укрепляют ее и подводят к большей добродетели. Господь говорит: радуйтесь и веселитесь, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (ср.: Мф. 5: 11-12), и Давид восклицает: в скорби распространил мя еси (Пс. 4: 1), и: Ты веси поношение мое, и студ мой, и срамоту мою (Пс. 68: 20)”. 

***

В конце жизни преподобную Синклитикию постигла мучительная болезнь, но она с истинно христианским терпением переносила тяжкий недуг, от которого “в страдальческих подвизех”, на 84 году жизни, скончалась около 350 года.